В день сегодняшний читаем слова апостола Павла, дабы не просто понять, а научиться следовать тем обстоятельствам, которым поучает нас Господь. Это послание к ессеям, то есть жителям города Яссы. Сей город находится в сегодняшней Турции - тогда там была страна языческая. В богатой местности было много язычников, доброжелательных, мечтательных и восприимчивых к разным учениям и к разным правдам. Коих много было. И там не только апостол Павел проповедовал, к христианству их обращал, а и многие ученики его были. И философы с воодушевлением, с большой радостью приняли христианство. И слово Христово звучало на устах многих. Но и снова прозвучало там учение других мечтателей - как называл апостол Павел философов. И стало в них колебаться слово Божее, стали обращаться к другим течениям и, в частности, философы говорили о необходимости мольбы и преклонения к ангелам. И в этой связи ставили себе разные рамки. Мечтатели были не сребролюбивы, были аскеты, но рамки, в которые они ставили себя, смущали многих и даже истинных христиан. Они говорили, что надо поститься и постились по много дней и даже во время поста не смели прикасаться к пище, которая считалась оскверненной. Апостол Павел возразил этому и тому, что они поклонялись ангелам, а не Иисусу и не Троице Святой. Троице, Которая создала всё и в том числе самих ангелов. Впервые в этом послании апостол Павел назвал Христа Божеством. И мы промыслительно говорим об этом именно на Светлой Седьмице. Давайте прочитаем и рассудим, как мы поступаем. Прочитаем, как апостол говорил и рассудим, почему не нужно поклоняться никому другому, кроме Создателя, Творца. "Благодаря Бога и Отца, призывающего нас к участию наследия святых во Свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в царство возлюбленного Сына Своего. В Котором мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов. Который есть рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано всё, что на небесах, и что на земле. Видимое и невидимое. Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли - всё Им и для Него создано и всё Им стоит и держится. Он есть Глава всего, Он есть глава Церкви. Он есть Начальство всего, Первый из Бессмертных, дабы иметь Ему во всём первенство". Вот так апостол возразил на мечтания философов. Он не называл их даже религиозными деятелями, а называл философским это течение. Господу надо поклоняться: Он создал этих ангелов и архангелов. Он создал и человека, и ближних к Нему, ко Господу: Престолы, Господства, Силы, Начала, Херувимы и Серафимы. Без этого ничего бы не было и не могло быть. И мы часто молимся к святым Господа, забывая о самом Господе. И мы начинаем превозносить какое-то обстоятельство и ставить его выше Господа. Мы ставим святых выше Господа. Начинаем думать о святых, что они разные. Во-первых, это - старшие братья наши, которые были просветленными умом и делами. Мы говорим, что при насморке надо молиться этому, при миоме - этому, при туберкулёзе - этому святому. При пьянстве - этому… И этим начинаем разделять святых и считать, что кто-то из них в одном слабее, в другом посильней… Понимаете, в какой грех мы с вами впадаем?!! А Господь говорил: Я есть твой Господь, одному Мне служи и поклоняйся, Господу. А мы ставим иногда выше творения Его, чем самого Творца. Мы иногда почести Николаю Чудотворцу осуществляем лучше, чем самому Господу. Это неправильно! Неправильно! Вот, ещё, существует Богородичная церковь. Пресвятую Богородицу, Матерь Божию мы чтим, мы молимся Пресвятой Богородице. Но они пошли дальше, они впадают в грех больший, говоря, что Пресвятая Богородица - член Пресвятой Троицы, что Она входит в состав Пресвятой Троицы: дали Ей такие качества, которые не свойственны Пресвятой Богородице. Богородица не спасает, а молится о нашем спасении. Так и святые, которых мы просим: "Святой, моли Бога о нас, грешных!" И к Пресвятой Богородице мы так же обращаемся и молимся: "Пресвятая Богородице, моли Бога о нас, грешных!" Когда мы обращаемся к иконе, мы обращаемся не к дереву или краскам, а к Лику святому, который на иконе изображён! И к той сути, которая, может быть, рядом стоит в благодати своей! Мы обращаемся к этой сути и говорим: "Моли Бога о нас, грешных!" Они ближе из стоящих пред Господом и их слова, по благодати и духовным трудам святым, гораздо лучше слышны, чем наши. И именно к этой благодати мы обращаемся! Но подменять - именно об этом говорит апостол Павел - эти обстоятельства и воздавать святому больше, нежели Господу, ни в коем случае нельзя! И любая просьба, с которой мы обращаемся, должна быть направлена только и именно Господу. Господь знает, кому поручить исполнение наших просьб. И Ангелы, и Архангелы - и благовествовали, и способствовали в сражениях, и наставляли людей, и помогали: и Аврааму, и Моисею, и Давиду архангел Рафаил помогал в его болезнях и путешествиях. Архангел Гавриил благовествовал не только Пресвятой Матери Божией, но и Захарии о рождении святаго отроки и Господа нашего Иисуса Христа! Они участвуют по воле Господней в тех делах, которыми занимаются люди. Они нас обучают, они нам помогают, они по просьбе нашей пред Господом оказывают нам помощь. Да благословит всякая душа Господа, ибо Един Господь и к Нему мы обращаемся. И апостол Павел говорит в этом послании: Он Создатель и Творец всего видимого и невидимого. И без Него ничего не было и не могло быть. И Он дал нам возможность прощения грехов через пролитие Крови и Смерть Сына Своего. И оказание помощи нам в тех делах, которые мы делаем. И находясь в этой благодарности и находясь в понимании того, как нам добиться этой благодарности По Евангелию, о котором можно сказать много тёплых слов и извлечь много пользы, которая должна быть извлечена из любого слова евангельского. По вере, по действительной вере, по краю этой веры. Так сказал Господь одному из начальствующих (это служитель синагоги, первосвятитель или настоятель), который спросил: "Учитель благий! Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Иисус сказал ему: "Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, только Один Отец-Господь!" Никто не благ! Я вспоминаю случай, происшедший на моих глазах у мощей святого Серафима Саровского, которым я пришел поклониться. И там пришёл один монах, старенький, в стареньком подряснике, аскет, молитвенник, чувствуется, много повидавший… Трудно сказать, сколько ему было лет - между шестьюдесятью и ста. Он был такой весь светлый и "просвечивающийся". Он поклонился и говорит: "Ваше преподобие, Серафимушка, прости меня, грешного монаха. Прости меня, Ваше преподобие! Сейчас все высоко-преподобия, а ты один у нас Ваше преподобие!" То есть все мы так поднимаемся, хотим, чтобы нас подняли до таких высот, чтобы нас не было видно… Мы все высокие, мы все высоко-преподобия, мы все чванливые, замечательные, способные. А Господь сказал, Иисус сказал! - "Я не благий. Господь Один благ!" А мы-то все высокие, все такие могущие, такие знающие - все притом! И далее сказал: "Ты знаешь заповеди? Не кради, не убивай, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать твою!" Это мы часто забываем - не крадём, не лжесвидетельствуем, а вот почитать отца и матерь свою забываем! Он же сказал: "Всё это я сохранил от юности моей, всё это я делаю!" Иисус сказал ему: "Ещё одного не достаёт тебе. Всё, что ты имеешь, продай и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах. И приходи после этого ко Мне". Он же сильно опечалился. Иисус же, видя, что он опечалился, сказал: "Как же трудно богатому войти в Царство Божье! Легче верблюду пройти в угольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божье!" Слышавшие же сие сказали: "Кто же может спастись?" И Он сказал: "Невозможно человекам, но возможно Богу!" А в других местах, особенно у Матфея, он более подробно сказал, что всё возможно только Богу. И вот, обращаясь к Господу, мы и просим: "Спаси нас, Господи, и помилуй!" Здесь комментарии излишни. Мы часто что-то имеем и расстаться нам с тем, что мы положили в карман, жалко. Даже так бывает: приходит кто-то и говорит: "Владыко, я пожертвую с нашего предприятия тысяч 500. Хотите 100 тысяч, хотите 500". Я говорю: "Не надо нам таких пожертвований. Вот ты достань свой кошелёчек и оттуда вытащи эти 100 или 500 тысяч. Если ты со своего кошелёчка их достанешь, жертвуй". "А это - мои". А там-то чужие деньги, их легко жертвовать, вот свои, из кошелёчка, они совсем по-другому жертвуются. Даже 100 рублей, твои деньги, твоя жертва. Деньги предприятия - это подарок церкви, а свои - жертва. Господь ведь говорит о жертве, что мы жертвуем своим, собственным. А жертва очень нужна Господу. Лукавый не позволяет нам этого делать. Лукавый заставляет нас держаться за эти бумажки и не расставаться с ними. Во всяком случае, мы со страданием это делаем всегда, чуть ли не от сердца отрываем. И Господь сказал: "Что вы собираете здесь, в миру, злато и серебро? Ржа и червь сожрут всё! А собирайте благо на Небесех!" А что это такое? - это наша жертва, наши добрые поступки, и не нужно денег, а в сердце своём мы должны порадоваться за человека, что у него всё хорошо получается. Но мы не можем этого сделать, потому что завидуем этому человеку! Мы не можем порадоваться за того, кто сделал пожертвование, мы завидуем и унижаем этого человека. Мы могли бы сделать это сами, но не сделали, а раз мы не могли, значит он плох. Мы можем сказать "прости", но не делаем этого! Какие для этого средства нужны? Ничего же не надо, только сказать "Прости! Я осудил тебя, прости, я неправильно поступил, прости, я желаю быть лучше!.." Какие для этого средства нужны - ведь никаких! И все богатства: душ наших, сердец наших, помыслов наших - помочь человеку - да претворятся в истину. И Господь поможет нам не только руками, но и всеми возможными средствами поддержать брата своего. И Господь даст нам средства, если мы не будем их складывать, а будем раздавать их. Помните, мы притчу читали, когда один, посеяв, получил с полей своих большой урожай, сказал: "Я теперь построю новый амбар и в следующем году соберу большой урожай". И он собрал большой урожай. И сказал: "Теперь, душа, ешь-пей и не работай!" Он не сказал: я это раздам, я этим помогу людям, церкви ли, другим ли, кто нуждается. А сказал: "Гуляй, душа, и не работай!" И в ту же ночь умер. Ибо зачем он Господу, такой? Он нужен был, когда трудился, ибо Господь надеялся, что он поможет другим, но когда человек этот точно показал, что он трудился только для себя, то этим он душу свою загубил! Так мудрости же нам всем и терпения! Аминь! |