ДАЙДЖЕСТ
К ОГЛАВЛЕНИЮ ЭТОГО НОМЕРА
НА САЙТ ПРЦ

ВЕСТИ С НИЖЕГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ

Православные верующие Нижнего Новгорода многие повидали на своем веку. Это и храмы, закрытые и в лучшем случае переданные безбожной властью под музеи и мастерские художников, и разоренные монастыри, лишенные прежнего великолепия и блеска и превращенные в хранилище кумачовых знамен и счетных машин. Лишь три действующих храма, находящихся на окраине города, дабы не портить вид строителям коммунизма на светлое будущее, окруженные кордонами воинствующих комсомольцев, продолжали совершать богослужения, давать святое причастие и принимать исповедь. Но только одни после этой исповеди благополучно уходили в свои дома, а другие попадали на допрос в мрачное здание на улице Воробьева - горьковский аналог московской Лубянки. И хотя все это дела давно минувших дней, но живы еще старожилы, которые все это хорошо помнят. Теперь в Нижнем Новгороде была зарегистрирована Нижегородская и Саранская епархия Православной Российской Церкви во главе с ее епархиальным преосвященным - архиепископом Евгением (Старостиным) Находясь на территории одного из крупных регионов Поволжья России, Нижегородская земля, когда-то входившая в состав Суздальско-Владимирского княжества, к 1917 году превратилась обширную и экономически развитую Нижегородскую губернию. Большое число храмов и монастырей располагалось на широких просторах Нижегородской епархии, вознося свои молитвы за Богом хранимую страну Российскую, августейшую семью монарха, воинство и всех православных христиан. Купцы, торговавшие на Макарьевской, а позже и Нижегородской ярмарке вносили крупные вклады со своих сделок в церковную казну. Эту землю не забывали своим присутствием и представители царской династии, в частности Император-страстотерпец Николай II и его семья в 1896, 1903 и 1913 годах. Сто один год тому назад здесь прошло прославление в лике святых старца Саровской пустыни преподобного Серафима - молитвенника, прозорливца и гонимого стяжателя Духа Святого. Но несмотря на радость прославления новых святых, многие православные пророчества показывали довольно мрачную картину будущего некогда Святой Руси. Вещий монах Авель, святые преподобный Серафим Саровский и праведный отец Иоанн Кронштадский писали о том, что за отступление от истинного православия людям придется понести на себе всю тяжесть будущего гнева Божия: предательство генералами последнего Русского Царя и его расстрел вместе с членами семьи, разорение церквей, закабаление крестьян и отступничество духовенства, "которое так онечестивится, что и догмат Воскресения Христова почитать не будет". Наступил 1917 год. Под залпы канонады красной артиллерии был избран новый после длительного периода Синодального правления Святейший Патриарх Тихон. Этот исповедник православной веры в России был последним первосвятителем Православной Российской Церкви, к голосу которого прислушивались будущие предстоятели таких течений российского православия, как Русская Православная Церковь за границей и Истинно-Православная Церковь (Катакомбная). В Московской Патриархии имя патриарха Тихона хотя и использовалось использовалось в целях саморекламы, однако его благословение подвизаться за веру и связанное с ним постановление Высшего Церковнго Управления №362, дающее право на временное самоуправление епархий, были напрочь забыты. Тем не менее, сталинский террор коснулся не только церковных катакомб, но и Нижегородской епархии МП. Митрополит Нижегородский Евгений (Зернов) был расстрелян в Казахстане. Его викарии: епископ Лаврентий Балахнинский, викарии Ардатовского, Ветлужского, Алатырского и других благочиний были уничтожены органами НКВД или пропали в безвестности. Один митрополит Сергий (Страгородский), по иронии судьбы также Нижегородский архиерей - бывший "обновленец", дважды каявшийся в своем грехе перед Патриархом Тихоном, был сломлен в тюрьме и пошел на путь предательства, собрав свой бесчинный "Синод" и образовав существующую до сих пор как перижиток того страшного прошлого Московскую Патриархию. Деяния советского "патриарха" ясно говорят о перерождении его души: заявление перед Уральской делегацией о смерти местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) в 1936 году за год до оной, лживые заявления об отсутствии гонений на церковь в России и безосновательные лишения кафедр архиереев, находящихся в заключении. Было ясно, что радости и печали безбожного коммунистического режима стали радостями и печалями Горьковского митрополита - коллаборациониста. Его приемники на этой кафедре также либо молчали, видя происходящее, либо всецело поддерживали политику коммунистической партии и советского правительства. К концу 80-х годов стала явной агония коммунистического режима. В Горьковской области также наметился антагонизм между властью и людьми. Первый секретарь Горьковского обкома КПСС Ю.Н. Христораднов, ставший в 1989 г. последним председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР, всячески тормозил реставрацию церквей, но среди нижегородских православных верующих уже бурлили разговоры о необходимости восстановления порушенной Дивевской обители. Молчал лишь правящий архиепископ Горьковский и Арзамасский Николай (Кутепов). Отдавая должное его простоте и человечности, нужно заметить, что он всегда находил общий язык с любой властью, а свое положение епископа порой недооценивал. Несмотря на все положительное, что было во время его управления епархией РПЦ МП: открытие новых храмов и монастырей, духовной семинарии и училищ по обучению регентов и псаломщиков, епархиальных газет и телепередач, последние десять лет его правления, стали темным пятном в истории епархии: кафедру престарелого митрополита окружили люди недалекого ума, порой покупавшие места в городских храмах за известные суммы в рублях и валюте, те о ком твердо знали, что им присущи агентские отношения с КГБ и/или содомский грех. В конце 90-х годов в епархии РПЦ МП образовалось двоевластие: получивший сан архимандрита, игумен Кирилл (Покровский) - настоятель Благовещенского мужского монастыря г.Нижнего Новгорода, известный своими аферами с некачественным церковным золотом и всегда выходивший сухим из воды, увешал помещения монастыря и семинарии своими портретами, надеясь получить сан епископа, затаил зло на строгого и не сговорчивого митрополита. Перспективу на церковную власть имели также настоятель собора Александра Невского и одноименного братства протоиерей Валентин Сазанов, обогатившийся за счет церковных лавок, но так и не восстановивший свой собор и секретарь митрополита протоиерей Николай Быков. Городские приходы стали возглавлять беспринципные люди. Нужна была здоровая альтернатива гниющему режиму с его родственными кланами. Первой ласточкой в этом стал протоиерей Сергий Попов, перешедший вместе с приходом Благовещенского собора в лоно Русской Православной Церкви за границей. Однако очень скоро он поддался на хитросплетения МП, был лишен храма и умер в безвестности. Настоятель храма Смоленской иконы Божьей Матери в Гордеевке протоиерей Евгений Старостин, восстановивший практически на одном энтузиазме несколько храмов в разных епархиях МП, так же видел несправедливость происходящего. Перейдя в лоно Истинно-Православнолй Церкви в России и став по благословению ее первосвятителя митрополита Московского Рафаила (Прокопьева) и Священного Синода ИПЦ преосвященным епископом Нижегородским и Саранским, владыка Евгений сумел зарегистрировать в Нижним Новгороде общину и приход в честь иконы Божьей Матери "Неопалимая Купина", преобразованный 4 марта 2003 года в Нижегородскую и Саранскую епархию ИПЦ, а затем и сестричество в честь свв. Лазаря Марфы и Марии. На мой вопрос Нижегородскому владыке о трудностях становления епархиального строительства в Нижегородской земле епископ Евгений ответил, что основные трудности - это неосведомленность людей о наличии ИПЦ в регионе и стране и заведомое сотрудничество местных властей с МП, считающей себя единственной носительницей православия. Известны случаи, когда благочинный РПЦ МП, воспользовавшись помощью милиции и ОМОНа, пытался разогнать свято-николаевскую общину ИПЦ в поселке Каменка Кстовского района. Но епископ Евгений уверен в том, что если происходит деление имущества на земле, то спрашивается как оно будет делиться на небесах? А что же РПЦ МП? На окраинах города построили храм в честь новомучеников и исповедников Российских, не спросив их: желают ли они прославления от потомков их гонителей, "Православное слово", обзывавшее Царя-страстотерпца "Троянским конем" РПЦЗ, сегодня лицемерно просит его святых молитв и гонит почитателей царской семьи и иконы Божьей Матери "Воскрешающая Русь", обвиняя их в католицизме и приверженности идеям катакомб (парадокс!) Футбольная команда, задуманная архиепископом Евгением (Жданом) из священства, так и не вышла на монастырское поле, из-за его скоропостижной кончины, а благочинные взяточники на своих местах у нынешнего управляющего Нижегородской епархией РПЦ МП епископа Георгия (Данилова). Можно при желании долго продолжать список злодеяний тех, кто ныне гонит Церковь истинного православия, называя себя "пастырями", но фактически "пасущих" самих себя. В этом списки вопросов будет больше чем ответов. Куда исчез знаменитый белый клобук митрополита Николая (Кутепова) с восьмиконечным крестом, похищенный из резиденции после его смерти его близким окружением и на кого были также похищены из сейфа компроматы? Какова судьба притона, основанного двумя священниками епархии и, наконец, как могла допустить "всемогущая" РПЦ МП, прогремевшее по всему миру венчание гомосексуалистов и неутихающий педофильский скандал. Однако оставим суд Богу, а сами помолимся о том, чтобы Нижегородская и Саранская епархия ИПЦ, поднявшей ныне знамя Православной Российской Церкви, крепла, росла в Духе и была прямой наследницей традиций тайной православной общины Нижнего Новгорода епископа Варнавы (Беляева). ИПЦ в России, в человечестве и даже в ограде православия уже не одинока, ибо после архиерейского собора в нее влились другие российские православные течения. У нас много друзей, но и гонителей тоже много. Нужно ведь иметь ввиду, что для тех, кто себя считает православными христианами, но однако же поддаются духу мира сего, со всеми его отравляющими, духовно лживыми началами, и, прежде всего, любостяжанием, наша церковь является обличением, потому, что все знают что она хранит то, что передано нам от древности, от апостолов, Вселенских Соборов и святых отцов. Все это ИПЦ хранит и считает такое хранение одним из главных своих заданий. И, конечно для всякого, кто от этого отступает, она, не обличая его в лицо, является самим фактом своего существования и своим учением - обличительницей, и грозной обличительницей. Знаем мы, к сожалению, и то, что многие Православные Поместные Церкви имеют молитвенное общение с МП, которую наша церковь никогда и ни при каких условиях не признает действительно законной представительницей и голосом некогда плененной и гонимой Православной Российской Церкви. Но знаем мы: Бог поругаем не бывает, и верим, что правда Его восторжествует в Его Церкви.

НАПИСАТЬ ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Используются технологии uCoz