ДАЙДЖЕСТ
К ОГЛАВЛЕНИЮ ЭТОГО НОМЕРА
НА САЙТ ПРЦ

ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В РОССИИ РАЗВИВАЕТСЯ И УКРЕПЛЯЕТСЯ

За прошедшее десятилетие Православная Церковь в России претерпела кардинальные перемены. И не всегда они были позитивными. Раскол Российского Православия, который теоретически должен был закончиться со сменой государственного строя, еще больше укрепился. И сегодня он приобрел не столько политическую, и даже не богословско-каноническую основу. Ни для кого не секрет, что схизма Православной Церкви носит "личностный", амбициозный характер. Именно поэтому, в начале 90-х годов Московский Патриархат по собственному суждению (уже без давления ОГБ и светских властей) объявил раскольниками духовенство РПЦЗ и РИПЦ. Осознавая свое доминирующее положение, РПЦ МП объявила себя единственной законной преемницей "дореволюционной" Российской Церкви, поставив остальные юрисдикции в положение "Хотите быть православными - приносите покаяние". Такой ход событий не устраивал иерархов РПЦЗ, которые на протяжении семи десятилетий считали себя носителями "правопреемства". Началась негласная, а местами и переходящая в открытые столкновения, борьба двух юрисдикций. Рассуждая о необходимости применения широкой икономии и "братской любви" ради воссоединения Православной Церкви, иерархи двух юрисдикций вылили друг на друга такое количество информационных помоев, которое с трудом умещалось на полосах газет и журналов. Не гнушались связями с разного рода политическими партиями, сомнительными "общественными объединениями", а порой опускались до откровенной лжи и клеветы. Так, епископ Канский Варнава, стараясь укрепить позиции РПЦЗ в России, не раз был замечен в сомнительных акциях с участием "Памяти" и др. В свою очередь, духовенство МП обильно "отплескивалось" с экранов местных и федеральных телевизионных каналов. В середине 90-х мы стали свидетелями череды феерических ток-шоу, в которых православные иерархи показывали народу "грязное белье" своих собратьев из других юрисдикций. Епископы и священнослужителями стали появляться на первых полосах самых скандальных изданий почти в каждом номере. Тут в ход шли и "архивы КГБ", обличающие в сотрудничестве с властью, и вскрытие финансовых документов (а их, для того, чтобы получить на руки, вероятнее всего пришлось выкрасть или получить за хорошую взятку). На этом фоне даже обвинения в неканоничности уже выглядели нелепо. Не один раз священнослужители пользовались элементарной неграмотностью прихожан, дабы очернить "конкурентов" из другой юрисдикции. Долгое время бытовала практика "сравнивания длинны богослужений". Священники ИПЦ обвиняли духовенство МП в том, что они служат "сокращенным чином", скрывая, однако, от своих прихожан, что все юрисдикции пользуются одной и той же богослужебной литературой. "Черный пиар" стал главным орудием в проповедях духовенства и иерархов. На фоне такой "битвы титанов" (МП и РПЦЗ) положение РИПЦ было не столь заметным. Хотя и эта часть православной церкви вскоре проявила себя в полной мере. Катакомбные и "иосифлянские" иерархи ждали, чем закончится противостояние двух крупнейших юрисдикций. Наконец, к концу 90-х годов стало понятно, что положение МП, пошатнувшееся было в начале "демократической эпохи", укрепилось и уже практически непоколебимо. Посему, РПЦЗ стала искать пути "мирного урегулирования" конфликта с МП, а в дальнейшем и полного воссоединения. Намерение, казалось бы, похвальное (ведь все православные "ветви" на протяжении 70-ти лет руководствовались Указом Святейшего патриарха Тихона, который предусматривает создание единого органа церковной власти), если бы не один факт: повернувшись лицом к МП, РПЦЗ отреклась от своих бывших собратьев - катакомбников и иосифлян. Одновременно с этим РПЦЗ начала сворачивать свою деятельность в России, спровоцировав новый раскол (в результате появилась РПАЦ митрополита Валентина Русанцова). РИПЦ не оставалось ничего другого, как продолжать самостоятельное существование. Надежды на воссоединение с РПЦЗ рухнули. Но, попытавшись выстроить свою "иерархическую структуру", духовенство РИПЦ столкнулось с серьезными проблемами:
- за несколько десятилетий епископы и священнослужители потеряли связь между собой и не знали, как друг друга искать;
- иерархи привыкли к полной независимости и забыли о централизованной церковной власти;
- потеряв возможность получать образование, многие епископы и священники строили приходскую жизнь на основе суеверий, традиций, некоторые только понаслышке знали о существовании канонов и канонического права. И все же, попытки объединения "альтернативных" православных групп предпринимались и принесли кое-какие плоды. Свидетельство тому - создание Архиерейского совещания под председательством митрополита Амвросия Катамадзе. Но, как оказалось, проблема состояла не столько в том, чтобы объединить епископов, сколько в том, чтобы "удержать" их - научить принимать решения соборно. Столкнувшись с первым разногласием, Архиерейское совещание развалилось. Кропотливая работа по "объединению" епископата (а стоит отметить, что далеко не все еще епископы-катакомбники и "иосифляне" входили в состав Архиерейского совещания) "пошла на смарку" - появилось три параллельных "Синода", под управлением трех московских митрополитов: Амвросия (Катамадзе), Рафаила (Прокопьева) и Вячеслава (Лисового). Последнего рукоположили во епископа буквально за неделю до раскола. Только по прошествии трех лет митрополиту Рафаилу удалось вновь собрать большинство из этих архиереев на Архиерейский Собор (хотя митрополиты Амвросий и Вячеслав прибыть на Собор отказались). Важно, что в работе Собора приняли участие и молодые архиереи из Украины, России и известный в "катакомбном" мире митрополит Епифаний (Каминская). На Соборе был принят ряд важных и, несомненно, нужных для православной церкви решений, в том числе и документ о создании единой Истинно-Православной Церкви в России. Об этом рассказывает руководитель отдела внешних связей ИПЦ митрополит Пятигорский и Северокавказский Кириак (Темерциди).
- … Сегодня церковная жизнь начинает налаживаться. Но осталась масса нерешенных проблем: отсутствием образовательной базы в ИПЦ, несогласованностью действий иерархов ИПЦ, амбициозностью и неприятием в отношениях отдельных иерархов и враждебная позиция по отношению к МП, РПЦЗ и РПАЦ, отсутствием административной представительской структуры, финансовой базы. Эти проблемы очень актуальны. Образовательная база - одно из основополагающих условий развития Церкви. Отсутствие учебных заведений приводит к тому, что большинство епископов вынуждены либо рукополагать в священный сан малообразованных ставленников, либо принимать "опальных" священников из МП, РПЦЗ или РПАЦ. Это приводит к тому, что в состав клира, а иногда и епископата ИПЦ проникают шарлатаны, отступники, а порой, и люди с криминальным прошлым, изгнанные из других юрисдикций. Нередко архиереи сталкиваются со случаями "перебежничества", сребролюбия, алкогольной зависимости и других пороков духовенства. В результате, приходится либо менять священников, либо смотреть на то, как жизнь прихода постепенно "умирает". В такой ситуации бессмысленно обвинять правящих архиереев в бездействии - им просто некого назначать на приходы. Открытие хотя бы одного высшего учебного заведения для священнослужителей позволит не только наладить "приходскую жизнь" в епархиях и увеличить число приходов, но и значительно повысит статус ИПЦ в глазах собственных прихожан и других ветвей ПЦ.
- Как Истинно-Православная Церковь строит свои отношения со СМИ и общественными организациями? Ваш отдел занимается этой стороной взаимоотношений Церкви и общества…
- Россия, как, впрочем, и большая часть остального мира, переживает период постиндустриального развития. Не секрет, что сегодня главное оружие любого общественного института - информация. И Церковь не исключение. Для успешного развития её в современном мире необходимо донести до общества "правильную" информацию. Сегодня общество воспринимает Истинно-Православную Церковь, как абстрактную массу разночинного духовенства, не зависящего друг от друга. И беда не в том, что пресса неверно освещает происходящие в Церкви события. Проблема в том, что епископат ИПЦ не имеет единого мнения о Церкви. Нередко, от лица всей Церкви, отдельные епископы делают заявления, противоречащие решениям Собора, а то и вовсе, носящие еретический характер. Некоторые архипастыри делают это по неграмотности, иные - намеренно. Для успешного развития ИПЦ необходимо создание специального отдела по работе со СМИ, из которого будут выходить материалы только после их утверждения издательским комитетом (или всеми членами Синода). Необходима также разъяснительная работа с самим епископатом. Недопустимо, чтобы епископы и священнослужители выступали с обвинениями в адрес друг друга со страниц светских изданий (для решения внутренних разногласий существует Синод и Собор). К примеру, обсуждение вопроса о статусе отдельных священнослужителей на Соборе в июле 2003 года, в присутствии прессы привело только к тому, что ИПЦ в очередной раз "засветилась", как несостоятельная церковная организация, хотя вопросы решились довольно легко. И таких примеров можно привести массу. Посему, Архиерейский Собор ИПЦ должен выработать единую позицию и провести "агитационную" работу с иерархами, дабы ИПЦ не выглядела в СМИ разрозненной несостоятельной структурой. Крайне необходимо также официальное периодичное издание ИПЦ, которое будет выполнять организационную функцию, без "вынесения внутренних распрей" для обсуждения их обществом. Причем подписчиками этого издания стоит сделать не только епархии ИПЦ, но и приходы РПЦЗ, РПАЦ, МП и поместных церквей. Это позволит популяризировать деятельность ИПЦ и приучит другие юрисдикции к тому, что ИПЦ существует и действует (сегодня мало кто имеет объективное представление о том, что такое ИПЦ). Издание собственной газеты (журнала) выгодно не только тем, что формирует определенное мышление среди паствы ИПЦ, но и для "выгодного" позиционирования Церкви в обществе в целом. Нелицеприятно выглядит и практика обливания грязью священноначалия других ветвей ПЦ. Стоит на соборном уровне запретить практику обвинений в "неправильности" и неканоничности тех, "кто не с нами".
- Не секрет, что некоторые иерархи ИПЦ, мягко говоря, не лояльно относятся друг ко другу и к архиереям других частей ПЦ…
- Эта проблема оказалась, чуть ли не "камнем преткновения" в процессе объединения Российской Истинно-Православной Церкви. Привыкнув ко взаимным обвинениям в "страшных грехах" за несколько десятилетий, мы выработали, взрастили в себе образ "мифического врага", олицетворением которого стали сначала РПЦ МП, затем РПЦЗ, а сегодня РПАЦ и любой, кто "не с нами". На самом деле все обстоит иначе. Все мы - части единой Российской Православной Церкви и каждый из нас должен следовать заповеди Христовой: "Да будет все едино". Каждый из нас должен сделать все возможное для того, чтобы израненное тело Российской Церкви вновь стало целостным и сильным. Сегодня этому мешают: упомянутая выше "враждебная позиция", претензии на высшую церковную власть в России, накаливание ситуации духовенством, пришедшим в ИПЦ из других частей российской церкви и некоторые другие факторы. Мы должны выработать четкие позиции по отношению к другим православным "ветвям". И в этом мы должны руководствоваться и указом патриарха Тихона, который призывает нас к объединению и соборности, и другими актами православной церкви, а самое главное, заповедью Господней: "ДА БУДЕТ ВСЕ ЕДИНО!!!"
- А что касается отсутствия административной представительской структуры?
- Отсутствие единой административной структуры в ИПЦ - проблема не каноническо-богословская, а, скорее, социальная. Перечислять "минусы" такого положения можно бесконечно - они очевидны. Стоит отметить несколько положительных перспектив. Для развития ИПЦ необходимо создание "ключевых" административных отделов, которые смогут самостоятельно выполнять возложенные на них Церковью функции. Управление делами ИПЦ - отдел, обеспечивающий взаимодействие епархиальных архиереев с другими епархиями, отделами ИПЦ. Управление делами должно оповещаться обо всех перемещениях духовенства, о развитии епархий, об открытии духовных школ и т.д. То есть, Управление делами ИПЦ должно стать "объединяющим звеном", структурой, ведающей всеми внутренними делами ИПЦ. Это позволит видеть "целостную картину" развития, следить за положением дел в Церкви. Отдел внешних связей ИПЦ (он существует, но требует серьезных изменений) - структура, призванная взаимодействовать с органами государственной власти, иными конфессиями и т.д. Создание подобного отдела позволит грамотно строить отношения ИПЦ с "внешним миром" и решать проблемы церкви на официальном уровне, а не при помощи "личных связей" отдельных епископов. К компетенции ОВС ИПЦ стоит отнести и взаимоотношения с другими ветвями православия в России, поместными церквами. Мне кажется, что необходимо учредить в ИПЦ - отдел экономического развития Церкви. Экономическая проблема ИПЦ - также, одна из самых значимых. Церкви необходимы средства и на организацию духовных школ, и на собственные издания, и на многое другое. На самом деле, неразрешимая на первый взгляд проблема, не так уж сложна. Для её решения необходимо создание собственных внутренних фондов. Сейчас мы работаем над докладом "Об экономическом развитии ИПЦ". Создание этих отделов в составе ИПЦ позволит улучшить положение ИПЦ и епархий на местах. К тому же, немаловажно и то, что епархиальные епископы не будут чувствовать себя "брошенными на произвол судьбы" (этот, казалось бы, незначительный фактор может принести огромные положительные плоды развития Церкви).


НАПИСАТЬ ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Используются технологии uCoz