Взяв в руки первый номер "Поместного Собора" и увидев это название, читатель знакомый с российской церковной историей сразу сообразит, что оно связанно с Поместным Собором Православной Российской Церкви, имевшим место в 1917-1918 гг. и ставшим кульминацией ее исторического развития. Поймет он также, что неисполнимость его определений, связанное сначала с внешними обстоятельствами, а теперь и с процессом внутреннего разложения церковного организма в нашей стране являет основную боль современного российского православного сознания, которую издатели газеты стремятся донести до своего читателя. Об этом в ней еще будет немало сказано. Однако начать следует с того, чтобы было определено понятие поместный собор, как оно сложилось именно в православной российской мысли, оказав, впрочем, известное влияние на мысль общехристианскую. Начать нужно с этимологии славянского прилагательного "поместный". Сразу нужно отметить, что оно приложимо к церковному собранию любого уровня, связанного с местностью того или иного масштаба. В этом отношении название поместный собор приложимо и к приходскому собрание какого-нибудь сельского храма, способного собрать от силы несколько десятков верных, и к епархиальному собранию, объединяющему законных представителей приходов, монастырей и других церковных учреждений в масштабах епархии, увязанной с территорией какой-либо области или даже нескольких областей. Однако в отечественной церковно-исторической и в церковно-правовой литературе определения Поместная Церковь, и, соответственно, Поместный Собор используются по преимуществу, когда речь идет об автокефальной православной церкви, будь то о древнем патриархате, либо же о национальной церкви, исторически существующей в границах того или иного суверенного государства и объединяющей проживающих в них православных христиан. Понятно, что данное правило может иметь те или иные допущения. Так национальные церкви могут иметь диаспоры, вне границ своих стран. Более того, наличие национальных диаспор в иных странах приводит к православной миссии среди местного населения, так что, например, среди верных Американской митрополии Антиохийского Патриархата встречаются не только православные выходцы с Ближнего Востока, но и обратившиеся в православие коренные американцы. Иногда поместная церковь изначально строится как постоянно действующая миссия, расширяющаяся по своей территории и национальному составу, каковой с конца XVIII столетия является ныне автокефальная Православная Церковь в Америке, выросшая из скромной епархии Православной Российской Церкви. Тем не менее, говоря о Поместном Соборе мы будем иметь в виду не только высший орган законодательной, исполнительной, контролирующей и судебной власти нашей поместной Российской Церкви, но и соборную деятельность внутри нее на приходском, монастырском и епархиальном уровнях. И вот здесь нужно разобраться с другим славянским словом - собор, имеющим особую этимологию, восходящую к просветительским трудам Апостолов славян свв. Кирилла и Мефодия. То, что мы именуем собором, имея в виду как собрание епископов той или иной местности, так и более широкое представительство поместного церковного общества в лице не только епископата, но и законно избранных делегатов от клира и народа, по-гречески называется synodos. Слово "синод" вошло в европейские языки для обозначения руководящих церковных собраний (ассамблей) того или иного уровня. Однако определение "синодальный" в отечественной церковно-исторической литературе закрепилось, главным образом, не за принципом соборной деятельности, а за историческим периодом и системой церковного управления в период 1721-1917 гг., когда высшую власть в Российской Церкви осуществлял созданный по повелению Петра I в рамках его государственных преобразований Святейший Правительствующий Синод, пришедший на смену Московскому Патриарху и Освященному Собору. В свою очередь в XIX в. сначала в сочинениях замечательного христианского мыслителя Алексея Степановича Хомякова, а затем и трудах последующих отечественных религиозных философов стало употребляться слово соборность, вошедшее без перевода уже в ХХ веке в мировой христианский лексикон. Достаточно сказать, что так теперь называется издающийся в Англии журнал, посвященный диалогу с православными церквами. Последний термин связан уже с определением соборная церковь, как в славянском переводе Никео-Константинопольского символа веры передано греческое словосочетание katholike ekklesia. Впервые это выражение мы встречаем у мужеапостольного Игнатия Антиохийского, который в Послании к Смирнянам (VIII.2) пишет: "Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Христос, там и кафолическая (соборная) церковь" (перевод прот. П. Преображенского). При этом греческое определение katholikos указывает не просто на собрание верных, но и на их целокупность, иначе говоря, на их неразрывное единство. Таким образом, российская православная мысль термином "соборность" обогатило христианскую богословскую мысль, поскольку включило в себя не только принцип представительства, связанный с понятием "синод", но и принцип всеобщности и целостности, предполагающий вовлеченность всей Церкви Христовой в процесс ее созидания. Эта мысль была выстрадана и в многолетней подготовке к созыву Поместного Собора Православной Российской Церкви и в его определениях, вернувших было ее к тому источнику Апостольского Предания, который следует в Церкви Христовой хранить "ничего не прибавляя и не убавляя" (Учение Двенадцать Апостолов, 4.13). И теперь нам сознающими себя наследниками исторической Православной Российской Церкви следует развернуть движение за возвращение к единственно канонической основе ее бытия, дабы доставшийся нам от мрачного советского прошлого процесс церковного разложения, грозящий самому существованию веры православной в нашей стране, сменился плодотворным деланием на ниве Христовой. И да вдохновят нас на это слова нашего Спасителя, сказанные Его последователям: "Не бойся, малое стадо, ибо благоволил Отец ваш дать вам Царство" (Лк 12:32). |